Главное - начать!
Как пишут сценарии в Голливуде
Из этой статьи вы узнаете, какие приемы и средства используют голливудские сценаристы
1
Американский подход к сценарию

В свое время мне в руки попала интересная книжка Александра Червинского «Как хорошо продать хороший сценарий». Это был обзор американских учебников сценарного мастерства. В основе американского подхода — трехактная структура сценария, четко прописанные правила поведения персонажей. Более того, американский подход предполагает точное указание на то, что должно происходить в определенный момент фильма. У американского сценариста только одна задача — рассказать историю, обозначая действие, описание и диалог. Все остальное — задача продюсера и режиссера.
«Запомни: сценарий - это табуретка. Но ты должен выдать её за "Бумер" последней модели»
Александр Александров
сценарист
Корабли Империи отправились за гречкой
2
Система Шехтера
Джефри Шехтер - известный американский сценарист (фильм «Беховен 3) и преподаватель. Он разработал методику написания сценариев, которая заслужила признание в Голливуде.

Система Шехтера избавляет сценариста от мучительного вопроса: «Что писать дальше?
Шехтер? Знаю, наш человек...
Система Джеффри Шехтера базируется на структуре трех актов и сюжетных точках. Согласно формуле Шехтера, герой последовательно проходит четыре стадии:
сирота — странник — воин — мученик
(orphan — wanderer — warrior — martyr)
В первом акте герой является «сиротой», изгоем, человеком без роду и племени. Например, главный герой — иммигрант, приехавший в Нью-Йорк. Он еще никого не знает, он одинок и зависим от других Во второй части первого акта герой становится «странником». Герой ищет возможность изменить себя, пытается ответить на вопросы, которые сценарист закладывает в сюжет. Во второй части второго акта герой становится «воином». Теперь он нашел ответы на свои вопросы и готов за них сражаться. В третьем акте герой становится «мучеником», готовым отдать жизнь за свои убеждения.

Используя систему Шехтера, сценарист последовательно проводит своего героя по сюжетным точкам. Выбрав тот или иной поворот сюжета, сценарист всегда знает о том, что должно произойти с героем дальше. Так шаг за шагом строится сюжет от начала и до финала картины.
3
Разбираем сценарий фильма "Комната страха"
Режиссер — Дэвид Финчер. В главных ролях — Джоди Фостер и будущая звезда фильма «Сумерки» Кристен Стюарт.
"Комната страха", США,2002
Существует много программ для сценаристов, которые здорово облегчают им жизнь. Одна из них, Contour, полностью создана по методике Шехтера.

Запускаем Contour. Всего в Contour предусмотрены 54 сюжетные точки (см. верхний зеленый ползунок). Задача сценариста состоит в том, чтобы последовательно пройти по всем.
Первая точка — постановка четырех главных вопросов:

  1. Кто главный герой? Мэг Олтман.
  2. Что главный герой пытается сделать? Выжить и спасти дочь.
  3. Кто пытается остановить героя? Трое злоумышленников, которые охотятся за 22 миллионами долларов, спрятанными в доме.
  4. Что произойдет, если главный герой потерпит неудачу? Мэг и ее дочь погибнут.
Далее нажимаем на кнопку Archetypes. Идея Шехтера заключается в том, что люди выбирают, как им жить и как реагировать на различные проблемы, в зависимости от того, какой архетип определяет их сознание. Согласно системе Шехтера, есть четыре архетипа: сирота, странник, воин, мученик. Для героини Джоди Фостер этот путь выглядит следующим образом:

Акт I. Сирота Мэг развелась с мужем и вынуждена искать жилье для себя и своей дочери Сары.

Aкт II, первая часть. Скиталец В новый дом Мэг проникли грабители. Мэг и Сара прячутся в так называемой аварийной комнате, или комнате страха — месте, где можно спрятаться, если в дом залезут воры.

Aкт II, вторая часть. Воин Мэг понимает, что, если Сара не получит дозу инсулина, она умрет. Мэг придумывает, как спасти дочь.

Aкт III. Мученик Мэг победила. Грабители убиты или арестованы. Сара спасена.


Дальше сценарист должен написать логлайн. Логлайн — это история всего фильма от начала и до конца, уложенная в 60–80 слов. Логлайн пишут в соответствии с формулой архетипов.
Логлайн фильма "Комната страха"
"Когда тридцатилетняя разведенная женщина («сирота») и ее дочь-диабетик обнаружили, что в их недавно купленный дом вломились злоумышленники, они спрятались («скитальцы») в защищенной комнате — «комнате страха». Злоумышленники пытаются попасть в «комнату страха», так как там спрятаны 22 миллиона долларов. Женщина должна найти способ получить инсулин для дочери («воин»), в одиночку победить злоумышленников и выжить («мученик»)".
Далее Contour предлагает сценаристу отметить 12 сюжетных поворотов фильма. Программа подсказывает, на какой странице сценария должны происходить сюжетные повороты. В конце автор должен ответить на центральный вопрос фильма. По системе Шехтера, центральный вопрос должен состоять из трех частей.
Центральный вопрос фильма «Комната страха» — «Сможет ли Мэг спасти дочь, победить грабителей, остаться в живых?»
После того, как получен ответ на центральный вопрос, фильм заканчивается.
Двигая курсор по зеленой линейке, сценарист подробно описывает события, которые он отметил в сюжетных поворотах. И так — до финальной сцены. При этом Contour поясняет, что и почему должно произойти в этой точке сценария.
Вот так выглядит готовый сценарий в программе Contour. Дизайн программы не отвлекает от работы, а интерфейс построен таким образом, что НЕ дает сделать неправильно. Сценаристу не надо думать, где и что нажать. Ему лишь надо расслабиться и дать волю воображению.

Что ж, вот и ответ на вопрос, который был задан в самом начале статьи. Именно так и были написаны «Трансформеры», «Звездные войны», «Темный рыцарь», «Человек-паук», «Война миров» и другие фильмы.

В заключение скажу, что если вы решили попробовать себя в качестве сценариста, то Contour вам однозначно подойдет. На сайте IMDb Pro можно найти контакты голливудских агентов и студий. Так что пишите и отсылайте свои сценарии прямо в Голливуд.

Пандора ждет тебя!
© 2015 Все будет хорошо. Андрей Байкалов.
Made on
Tilda